Джон П. Морган (1837–1913) - некоронованный король Соединенных Штатов

Поделиться:

Одним из наиболее известных финансистов перед Первой мировой войной был Джон Пьерпонт Морган, являвшийся к тому же американским организатором промышленности. Он организовал несколько железных дорог важного значения и объединил компании «Интернэйшнл Харвестер», «Юнайтед Стэйтс Стил» и «Дженерал Электрик».

Будучи сыном известного финансиста, Дж. С. Моргана, Джон Пьерпонт обучался в Бостоне и Геттингенском университете. Начало его карьеры в 1857 году связано с Нью-Йоркской банковской фирмой «Дункан, Шерман и Ко», являвшейся американским представителем английской компании «Джордж Пибоди и Ко».

Через четыре года Морган становится агентом отцовской банковской компании в Нью-Йорке. В 1864–1871 годах Джон Пьерпонт входит в фирму «Дабни, Морган и Ко», а в 1871 году становится партнером нью-йоркской компании «Дрексель, Морган и Ко», вскоре ставшей основным источником финансирования американского правительства. Данная фирма была реорганизована в 1895 году, и, во многом благодаря Моргану, стала одним из крупнейших мировых банковских домов.

Связи с фирмой Пибоди помогли Моргану войти в финансовый мир Лондона, и в период 1870-х годов он был в числе тех, кто содействовал стремительному росту индустриальных корпораций США, во многом благодаря привлечению британского банковского капитала. В 1885 году Морган положил начало реорганизации железных дорог, установив соглашение между двумя крупнейшими железными дорогами страны, Нью-Йоркской и Пенсильванской. Это соглашение минимизировало конкуренцию и тарифную войну между двумя ветками, которая была потенциально деструктивной.

В 1886 году Джон П. Морган реорганизовал две важнейшие железные дороги, чтобы стабилизировать их финансовое состояние. В ходе данной корпоративной реструктуризации он становится членом совета директоров многих железных дорог, оказывая на них в дальнейшем большое влияние. К 1888 году Морган распространил свое влияние на расположенные в Огайо и Пенсильвании линии, а после финансовой паники (1893 год) стал по приглашению заниматься реабилитацией многих ведущих железнодорожных линий Америки, включая «Нортсерн Пасифик», «Эри Рэйлроад» и Южную железную дорогу. С его помощью были стабилизированы тарифы и прекращена хаотическая конкуренция железных дорог на Востоке. Получив контроль над большинством акций, принадлежащих железным дорогам, реорганизованным с его помощью, Морган вошел в число влиятельных железнодорожных магнатов – к 1902 году под его контролем находилось порядка 5 тысяч миль железных дорог Соединенных Штатов.

За паникой 1893 года последовала депрессия, во время которой Морган организовал синдикат, пополнивший исчерпанный золотой резерв США за счет внесения в него 62 млрд долларов золотом для преодоления кризиса Министерства финансов. Через три года он финансирует огромные индустриальные объединения, переформированные в корпоративные структуры производственного американского сектора. Первым совместным предприятием Моргана стало объединение в 1891 году «Дженерал электрик» и «Томсон-Хьюстон Электрик», в результате чего возникла компания, ставшая доминирующей в сфере производства электрического оборудования в Америке. Морган также финансировал Федеральную стальную компанию, а в 1901 году объединил ее с крупнейшей Стальной компанией Карнеги, а также другими сталеплавильными фирмами в корпорацию «Юнайтед стэйтс стил», ставшую первой в мире корпорацией, стоившей миллиард долларов. Через год Морган объединяет компании, лидирующие в производстве оборудования для сельского хозяйства, в компанию под названием «Интернешнл Харвестер». Он также организовывает, хотя и с меньшим успехом, «Интернешнл Мерчант Марин», соединив важнейшие трансатлантические пароходные линии.

Будучи крупнейшим коллекционером произведений искусства и книг своего времени, Морган подарил немало экспонатов Нью-Йоркскому музею искусств Метрополитен. Финансист жертвовал средства для соборов, церквей, музеев и больниц. В 1924 году его коллекция книг, а также здание в Нью-Йорке, где она хранилась, стали публичной библиотекой.

Умер некоронованный король Соединенных Штатов 31 марта 1913 года.